Слово о настоящем учителе
17.06.2021
Всего несколько дней назад свой юбилей, 90-летие, отметила замечательный учитель, проработавшая большую часть своей трудовой жизни в Глинковской средней школе, человек, знакомый в нашем районе практически каждому – Анна Никитична Ульянова. Через ее руки прошло много поколений школьников. За 46 лет, отданных школе, их были сотни, а может и тысячи. Это были самые разные мальчишки и девчонки, старательные и не очень, тихие и шумные, но все одинаково любимые Анной Никитичной.
Рассказывая о нашем уважаемом юбиляре, о ее почти полувековом служении детям, хочется вспомнить слова Максима Горького о том, что «… в душе каждого ребенка есть невидимые струны, если тронуть которые умелой рукой, они красиво зазвучат». Анне Никитичне это удавалось. Она всегда стремилась помочь своим ученикам раскрыться с лучшей стороны, помогала в достижении поставленных целей. И дело здесь не только в глубоком знании физики и математики, которые Анна Никитична замечательно преподавала все эти годы, но и в ее личных качествах. Она человек искренний и прямолинейный, не умеющий заискивать и добиваться чего-то в обход общепринятым правилам. Этой честности и открытости она учила и своих ребят. Люди выросли достойные и о каждом у бывшего школьного учителя до сих пор болит сердце. Анна Никитична искренне радуется их успехам и огорчается, когда у кого-то случаются неудачи.
Жизнь Анны Никитичны - это пример стойкости и целеустремленности. Это ее ровесникам суждено было лишиться детства из-за страшного испытания, выпавшего на долю нашего народа – Великой Отечественной войны. Разрывы бомбежек, лишения, скитания по деревням в поисках хлеба, постоянный страх потерять близких – это далеко не все, что выпало им, детям войны. Но в то же время, они стали для будущих поколений примером во всех отношениях.
Разве не достойно восхищения то, с каким невероятным упорством Анна Никитична стремилась получить образование. Несмотря на все трудности послевоенной жизни, она окончила среднюю школу, двухгодичный учительский институт, а потом еще и пединститут заочно. Ее педагогическая биография – это непрерывное совершенствование, постоянная учёба, постижение педагогического мастерства.
В школе всегда работала с полной нагрузкой. Часто вела не только математику и физику, но еще и астрономию, группу продленного дня, преподавала в вечерней школе. Добавьте к этому классное руководство и обязанности председателя профсоюзной организации.
Всегда работала честно и добросовестно. Как говорит сама А.Н. Ульянова, работу свою любила и для каждого из своих учеников делала все, что могла – опекала, занималась дополнительно, готовила в ВУЗы. И особенно радовалась Анна Никитична, когда выпускники шли по ее стопам. Скольким воспитанникам она дала путёвку в жизнь, и они с честью продолжают дело своего любимого учителя.
На вопрос о том, как она все успевала, откуда брала силы, Анна Никитична отвечает просто: «Любила свою работу, любила своих учеников, все отдавала школе».
В день юбилея Анну Никитичну тепло поздравляли ее бывшие ученики. В ее дом приходили не только те, кто окончил школу в 90-х, но и те, кто уже водит в школу своих внуков. Все помнят и любят своего учителя, понимая, как много она сделала для каждого.
Так это было
Родилась я в деревне Демидовка Болтутинского сельского Совета 14 июля 1931 года. В семье нас было четверо: отец, мать, сестра Вера и я. Отца не помню, он умер, когда я была маленькая. Он работал на стройке, заболел крупозным воспалением легких и быстро умер. И мы остались втроем.
Мать работала в колхозе, в животноводстве. У нас было хозяйство: корова, овцы, свиньи. Мы с сестрой помогали матери по хозяйству.
Наша деревня была большая, домов семьдесят. Рядом протекала речка. Весной бывали сильные паводки.
Я училась в Болтутине. Там до войны тоже была средняя школа. В 1941 году я закончила два класса. В первом классе меня учил Михаил Иванович (фамилию не помню). Его расстреляли немцы.
Когда фашисты пришли в нашу деревню, мамы не было дома. Они схватили поросенка, тут же возле колодца его убили, освежевали. Я побежала к матери. Потом немцы хотели забрать корову, но мы прятали ее в болоте.
Во время оккупации у нас жили беженцы, женщина с двумя детьми. Дети были слабые, болели. Еще у нас жил немец-сапожник. Однажды он прошивал сапоги, тут вошел рыжий фашист, взял шило и хотел нас заколоть. Мы плакали, прятались на печке за трубой.
Когда немцы пошли дальше, в деревне остались староста и полицаи. В деревне Болтутино находился немецкий гарнизон. Немцы отбирали всю еду, а ночью приходили партизаны и тоже просили продукты. Моя сестра носила им еду.
Потом немцы сожгли нашу деревню. Сначала началась перестрелка. Мать схватила нас и спрятала в окопе. С нами там сидел какой-то дедушка. А в это время фашисты обливали дома бензином и поджигали. Сараи горели тоже, но они скот не выпускали. Корова мычит, мать порывается бежать, чтобы ей помочь, а дед говорит: «На кого же ты девок своих оставишь?» Так и сгорела наша корова.
После пожара в деревне осталась цела одна баня. Все деревенские в ней жили. Варили на кострах мясо, которое осталось от сгоревшего скота. Потом все жили в овраге. У тети осталась корова, она давала нам молоко. Однажды в овраг на машине заскочил немец, увидел нас, испугался. В 1943 году, когда немцы стали отступать, нас из оврага выгнали.
Молодежь забирали, чтобы отправлять в Германию. Мою сестру тоже забрали, но помогли знакомые, ее отпустили.
Жить было негде, и мы пошли в Слободку. Там жила тетя, но она нас не пустила. Мы пошли в Корыстино, жили у маминой мачехи. Чтобы найти еду, перекапывали усадьбы, искали картошку. Мололи шелуху, траву и ели.
Помню, как наши наступали. Немецкий «тигр» стоял на горочке, а наши танки пытались преодолеть мост. Как только наш танк появлялся на мосту, «тигр» открывал огонь. Так вражеский танк подбил 11 наших. Тогда наши воины разобрали постройки в деревне Синяки (это с другой стороны от нашей деревни) и сделали еще один мост. Вот тогда они зашли к немцам в тыл и подбили тот злополучный вражеский «тигр». Мы ходили к мосту, смотрели подбитые танки. Возле них было много трупов наших танкистов.
Весной мать поменяла последнюю юбку на ячмень. Это зерно мы посеяли. Какой же вкусный был из него хлеб, вкуснее всякого калача.
Еще я помню хорошо, как спасла теткину корову. Наши войска наступали, бомбили со всех сторон, с воздуха. Непонятно было где чьи самолеты. Гул стоял страшный, земля дрожала и качалась под ногами.
Взрослые повезли на тачке оставшиеся продукты, а мне оставили корову, чтобы я довела ее до места. И тут как раз и началась эта бомбежка. Корова побежала, я плачу. Наши солдаты пожалели меня, помогли корову поймать. После этого тетя пообещала, что первого теленка нам отдаст.
Фронт от нас отдалялся, нужно было налаживать жизнь. Жили мы в землянке, холодно было. Тетя, как и обещала, отдала нам теленка, бычка. Мы на нем пахали, возили сено. Потом нам поменяли его в колхозе на телку. Начали жить лучше. Все, что давала корова, продавали, чтобы достроить дом.
Осенью 1943 года я пошла в школу, в третий класс. Учительницу мою звали Матрена Федоровна Ковалева. До седьмого класса я училась в Болтутине. В 1948 году пошла в Глинковскую школу. За обучение нужно было платить 150 рублей в год. Жила у сестры, у нее была квартира в конторе заготсена.
В 1951 году я окончила десять классов и поступила в двухгодичный учительский институт. После его окончания я имела право работать в школе и преподавать математику и физику в 4-7 классах.
Во время учебы жили в здании института. Декан выделил нам одну аудиторию, нас там жило 43 человека. Готовили сами, на электрических плитках.
Когда я окончила этот двухгодичный институт, сразу же поступила в пединститут, заочно.
Один год я проработала в Дорогобужском районе, потом уехала в Глинковский район. Здесь мне дали работу в деревне Дубосищи, в средней школе. Жила я сначала в общежитии, а потом дали маленькую квартирку. Я работала и училась. Училась хорошо, учебный план выполняла.
В Дубосищах мне дали трудный класс – 35 учеников, из них 11 второгодников и третьегодников. Директором там был Иванов. Он не верил, что у меня получится, но я с этим классом справилась.
В 1962 году перешла работать в Глинку. Сначала, в течение года, преподавала в детском санатории. В 1963 году начала работать в Глинковской школе. Там и работала до 1999 года. За свою педагогическую деятельность я была классным руководителем в семи выпусках. Многие мои выпускники тоже стали учителями математики. Я никогда не забуду свою учительницу математики Веру Георгиевну…Она была очень требовательная, но мы ее любили.
Из воспоминаний А.Н. УЛЬЯНОВОЙ
По материалам газеты "Глинковский вестник"