«Русский смоленский Дюма – В.А. Вонлярлярский»
11 апреля в читальном зале Глинковской библиотеки состоялось историческое путешествие «Русский смоленский Дюма – В.А. Вонлярлярский».
Во время исторического путешествия присутствующие узнали, что в этом году 24 апреля исполняется 205 лет, со дня рождения русского беллетриста, автора четырёх романов, восьми повестей и нескольких пьес, которого называют «русским смоленским Дюма» – это Василий Александрович Вонлярлярский.
Сейчас мало кто знаком с творчеством Василия Александровича, хотя современники читали его запоем. Из своей недолгой жизни (а прожил Василий Вонлярлярский всего 38 лет) лишь три последних года посвятил он писательству и тут же прочно занял место в среде наиболее популярных русских прозаиков.
Лучшие журналы соперничали за право печатать его повести и романы, на столичной сцене с успехом шли его пьесы, пресса с шумом обсуждала каждое его сочинение.
Потомственный дворянин, рожденный в Раю, блестящий гвардейский офицер, друг М. Ю. Лермонтова, охотник и путешественник, он прожил короткую, но яркую жизнь. Впервые произведения В. А. Вонлярлярского были опубликованы за год до его смерти. Им написано значительное количество беллетристических произведений: «Силуэт», «Абдаллахбан-Атаб», «Байя», «Магистр», «Ночь на 28-е сентября», «Большая Барыня», «Две сестры», «Воспоминание о Захаре Ивановиче», «Сосед», «Могло бы не случиться», «Турист». И многие другие повести и рассказы.
Самым значительным его произведением критики сочли роман "Большая барыня". Действие романа разворачивается в провинции – «в отдаленном уезде одной из западных губерний, на весьма неживописном берегу речки Коморца». Сюжет прост – в любовной истории графини и штаб-ротмистра многие заметят отголоски и параллели с «Героем нашего времени» Лермонтова, «Бедной Лизы» Карамзина, а в галерее уездных персонажей – прямое подражание Гоголю.
Между тем, в романе есть и собственные находки автора. Так, в «Большой барыне» напрочь отсутствует главный злодей, а традиционная коллизия – несчастная юная девушка и ее коварный возлюбленный – вывернута наизнанку: здесь жертвой чувств падет именно мужчина. Неожиданные повороты сюжета, духовное перерождение героя и трагическая развязка и вовсе делает «Большую барыню» как минимум предшественником голливудских мелодрам.
В свое время произведения В.А. Вонлярлярского обвиняли в излишней легковесности, но его биограф отмечал за ним изящество французских романистов. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая литературная судьба нашего земляка.
И только мы, его земляки, можем решить для себя, достоин ли наш «смоленский Дюма» вернуться из забвения…
По материалам МБУК «Глинковская Библиотека»