Есть шестой… самолет, который поднимают бойцы поискового отряда «Гвардия»
Глинковский поисковый отряд «Гвардия» войдет в историю как один из немногих отрядов, поднявших из земли, а главное, вернувший из небытия несколько экипажей советских самолетов, сбитых в годы Великой Отечественной войны.
И вот перед руководителем поискового отряда Евгением Владимировичем Кожуховым - документы и фотографии членов экипажа поднятого недавно самолета «ПЕ-2». Не хочу, чтобы у читателей сложилось впечатление, что все произошло случайно и далось поисковикам с особой легкостью. Этому событию предшествовали два года упорной работы в болотистой ложбине у деревни Старо-Брыкино. Именно там, в начале сентября 1943 года, как свидетельствовал один из местных жителей, упал наш самолет. Еще тогда очевидец с горечью заметил, что никто из членов экипажа не воспользовался парашютом. Это могло означать только одно: весь экипаж погиб и их общей могилой стала та болотистая низинка у деревни.
Подъем самолета глинковские поисковики начали летом 2013 года. Заметьте, ровно через 70 лет после упомянутых событий. Но та экспедиция лишь подтвердила слова очевидца. Ребятам удалось обнаружить искореженные фрагменты самолета, куски фюзеляжа… Уже тогда в руках поисковиков было несколько номерных фрагментов – кусок от блока двигателя с номером ПФ-32811 и металлическая табличка, крепившаяся на двигателе, где значился номер мотора - М-105 ПФ-32761. Определили марку - бомбардировщик «ПЕ-2».
Всегда, когда пишешь о работе поисковиков, удивляешься, какие случайности иногда приводят к разгадке тайны. Как будто сами павшие определяют сроки своего возвращения в наш мир. Та «Вахта» 2013 года могла быть вообще безрезультатной. Отработав две недели, поисковики не нашли ничего, что помогло бы идентифицировать машину. Повезло поисковикам, братьям Владимиру и Александру Базановым, которые вернулись на место раскопа немного позже, чтобы убрать найденный искореженный металл. Не удержались от соблазна немного покопать и именно им «пришли» в руки те самые номерные части от сбитого самолета.
Но в 2013-ом работы пришлось прекратить из-за дождливой погоды. Указанное место было просто залито водой. Текущий 2014 год выдался более сухим, поэтому и работы двигались куда быстрее.
Первоначально у поисковиков сложилось мнение, что в сбитом самолете мог быть женский экипаж. Ребята отталкивались от находок – подошва обуви, умещавшейся на ладони, и клок волос, достаточно длинных для мужчин. Объяснение дали товарищи по поиску – подошва могла деформироваться и уменьшиться со временем, а волосы (извините за подробность) и после смерти человека некоторое время растут.
Позже нашлась и еще одна номерная вещь – кусок пулемета Березена (СК-344), который ставился в хвосте самолета.
Параллельно с подъемом велась активная работа в архивах. Отрабатывались полки и дивизии, которые вели воздушные бои над территорией Глинковского района. Большую помощь в поиске оказали гвардейцам супруги Мария Иванова и Игорь Михайлюк из Москвы, для которых такая работа в архивах, особенно по уточнению экипажей самолетов - не просто хобби, а смысл жизни. Они, постоянно выходя на связь с Е.В. Кожуховым, отрабатывали гвардейские полки Первой воздушной Армии. Конечно, вначале внимательно изучили машины 125-го Гвардейского бомбардировочного полка, где как раз и летали женские экипажи. Эта версия не подтвердилась. В ходе поиска были отработаны десятки, сотни машин.
Машину с указанным номером мотора удалось обнаружить в 124-м Гвардейском бомбардировочном полку, Четвертой Гвардейской авиационной дивизии Первой воздушной Армии. А, как известно, номера двигателей самолета, как медальоны у солдат. Именно по ним можно доподлинно установить состав экипажа самолета.
Сегодня присланные из архива документы доподлинно подтверждают, что самолет «ПЕ-2» с бортовым номером 4/201, один из моторов которого как раз и значился под № 32761. У новенькой машины оказалась до обидного короткая судьба. Она прибыла в полк прямо с завода 29 августа 1943 года и уже 2 сентября (как удалось выяснить) была сбита в бою.
Удалось ребятам установить и фамилии членов экипажа. Открытие не могло не удивить. Это только что назначенный на должность командира 124 полка летчик, подполковник Василий Филиппович Титов(на снимке слева), штурман, майор Василий Григорьевич Штерн(на снимке справа), старшина Кулагин, который был прикомандирован радистом.
В документах значится, что В.Ф. Титов (год рождения 1905) – старший помощник начальника Третьего отдела формирования и боевой подготовки Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки военно-воздушных сил Красной Армии. На службе в армии с 1922 года. А В.Г. Штерн (год рождения 1907) – старший инспектор, штурман Управления формирования и боевой подготовки военно-воздушных сил Красной Армии. Оба - уроженцы города Москвы. О третьем члене экипажа неизвестно ничего, кроме фамилии. Кулагин был прикомандирован к экипажу самолета 1 сентября, а днем позже экипаж пропал без вести. По словам очевидца, самолет «ПЕ-2» был сбит зенитным орудием.
В документах В.Ф. Титова значилось, что дома у него осталась жена, Титова Нина Андреевна, проживающая в городе Москве по Большой Тульской. У В.Г Штерна дома остались дочери - Марина, 1927 года рождения, и Алла, 1939 года рождения, проживавшие тоже в городе Москве. В документах майора Штерна имеется запись: опекун – Ковзель Георгий Григорьевич, прописанный по тому же адресу, что и семья Штернов. Сегодня можно только гадать, что значит эта запись. Скорее всего, ушедший на фронт отец оставил дочерей на попечении кого-то из родственников.
Кстати, сегодня продолжается поиск родственников погибшего экипажа и большую помощь в этом глинковским поисковикам опять оказывает Мария Иванова из города Москвы. Огромное спасибо ей за бескорыстный труд и искреннюю заинтересованность в доведении поиска до логического завершения. Есть абсолютная уверенность в том, что результат будет положительным.
И как выразился руководитель поискового отряда Е.В. Кожухов, эта история с историей на этом не завершится. Два года работы по подъему самолета дали свой результат, поисковики установили машину и членов экипажа. Они выполнили свою задачу – установить имена и увековечить память о героях. Однако работы удалось провести на глубине примерно четырех метров, но в более глубоких слоях могут находиться личные вещи, документы, награды героев, что может быть особенно дорого членам семей погибших. Если найдутся дети, внуки членов экипажа и им будут интересны такие находки, бойцы отряда готовы продолжить работу.
Уверена, что этот поднятый самолет и установленный экипаж - не последний в работе поискового отряда «Гвардия». Но рассказывать об успехах глинковских поисковиков хочется снова и снова, чтобы и по отношению к ним восстановить справедливость. Всегда с интересом смотрю по телевидению репортажи о подъемах самолетов. Даже одна поднятая машина – сенсация. У глинковцев их уже несколько. Два года (2010 – 2011гг.) поднимали скоростной бомбардировщик – «СБ-2» (экипаж 3 человека), сбитый врагом 8 сентября 1941 года в районе деревни Ново-Яковлевичи. Архивные работы по этому самолету продолжаются и по сей день. Годом позже, в 2012-м, у деревни Сивцево был поднят (предположительно) «ПО-2». Экипаж установить не удалось. В том же году была поднята еще одна боевая машина – самолет Аэрокобра, и установлено имя летчика – Пушкин Константин Александрович. Был отработан поисковиками и один из мародерских раскопов самолета у деревни Березкино. Были обнаружены останки летчика, но как говорят поисковики, где поработали чернокопатели, поисковикам делать нечего.
Но вернемся к поднятому «Пе-2». Для глинковских поисковиков это второй, установленный поименно, экипаж и в общей сложности пятый поднятый самолет. Удивительно, что этот факт до сих пор остался незамеченным даже областным телевидением. Ребята заслуживают своей «минуты славы», хотя, в общем-то, работают не для нее. Но обращение с «голубого экрана» может здорово помочь в поиске родственников, а это очень нужно и важно в их работе.
Глинковские поиски работают только по тем самолетам, где есть останки экипажей. Повторюсь, их главная цель – увековечение памяти погибших. Они принципиально не поднимают «пустое железо».
В текущем году поисковики опять приступили к подъему очередного самолета. Это уже шестой их самолет…
По материалам газеты «Глинковский вестник»