Имена летчиков установлены
Иногда, слушая рассказы поисковиков, начинаешь верить в какие-то высшие силы, ведущие их своими, неведомыми обычному человеку дорогами. Иногда цепь событий кажется невероятной. Вот и эта история вряд ли была бы оконченной, если бы ни… мародёры, откопавшие сбитый советский самолет; если бы ни братья Базановы, наткнувшиеся на него у деревни Березкино; если бы ни поисковики, работавшие здесь в 2011 году; если бы ни Игорь Михайлюк, подтолкнувший глинковских поисковиков к разгадке; если бы ни Евгений Кожухов, ведущий переписку с архивами, если бы ни отзывчивые люди, помогавшие искать родственников летчиков-героев. Но обо всем по порядку.
В сентябре 2013 года на Поле памяти в деревне Яковлево была заложена аллея летчиков. Правда в тот момент никто не думал о том, что так быстро на табличках на этой аллее будут появляться все новые и новые имена. На первой именной табличке было выбито всего одно имя – Константин Пушкин. Трое экипажей, так же погребенных в этот день, значились, как безымянные. Как тогда, обращаясь к глинковцам, сказал руководитель поискового движения Евгений Кожухов, этим экипажим навсегда суждено остаться безымянными. Ведь это был экипаж с разграбленного чернокопателями самолета. Мародерский раскоп был найден братьями Владимиром и Александром Базановыми у деревни Березкино.
Раскоп, куда затем пришли поисковики, представлял собой ужасное зрелище. Весь металл был забран охотниками до легкой наживы, а останки летчиков попросту разбросаны по отвалу. Ни двигателей, ни пушечного вооружения не было найдено. В общем, никаких предпосылок к дальнейшему поиску. По косвенным данным было известно лишь время гибели самолета. Найденная на месте гильза, с маркировкой 1943 года, давала основание предполагать, что именно в этот год самолет и был сбит врагом.
Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Видно пришло время вернуться этим летчикам из безвестности. Их имена были установлены буквально чудом. И случилось это уже в текущем году.
Летом 2015 года в гости к поисковикам приехала семейная пара из Москвы Мария Иванова и Игорь Михайлюк, люди, знающие толк в поисковой работе. Игоря заинтересовала эта безымянная табличка на могиле летчиков. Он попросил коллег-поисковиков отвезти его на место подъема самолета. Игорь известен в среде поисковиков, как ас в работе по подъему самолетов и установлению личностей экипажей. И свое мастерство он подтвердил и в этот раз. На месте им были найдены металлические обломки от номерных частей самолета, на одном из которых значился номер «8531». Он посоветовал ребятам «пробить» этот номер по архивам, как номер двигателя самолета. И поисковая работа закипела с новой силой. Очень помогли наработки, которыми уже располагал поисковый отряд «Гвардия». Делая запрос в архив Е. Кожухов указал, что экипаж сбитого самолета, скорее всего, воевал в составе 1-й воздушной Армии Западного фронта, I-го Гвардейского Авиационного полка, 5-ой Гвардейской авиационно-бомбардировочной дивизии… Уточнить предстояло только номер полка – 128 или 124 и фамилии членов экипажа.
И вот он долгожданный ответ из архива Министерства Обороны Российской Федерации. Самолет «Пе-2» с этим номером двигателя с 15 сентября 1943 года участвовал в Смоленской операции. Далее сообщалось: «15.09.1943 самолет «Пе-2» № 19/203 пропал без вести, вылетев на бомбардировку в район деревни Болтутино, где был сбит зенитной артиллерией противника. Экипаж не вернулся с боевого задания: летчик – Гвардии старший лейтенант Сазонов, штурман – Гвардии старший лейтенант Баженов, стрелок-радист – Гвардии сержант Бандурко.
В акте расследования летных боевых потерь 128 Гвардии бомбардировочного авиационного полка значится: «В результате интенсивного огня зенитной артиллерии противника прямым попаданием снаряда сбит самолет Гвардии старшего лейтенанта Сазонова и в штопорном положении вошел в землю в 3-5 километрах восточнее Болтутино».
Вот имена героев: заместитель командира эскадрильи Гвардии старший лейтенант Сазонов Константин Филиппович (1914 года рождения, призван из города Иваново); штурман звена, Гвардии старший лейтенант Баженов Алексей Тихонович (1914 года рождения, призван из Орловской области); стрелок-радист Бандурко Виктор Иванович (1921 года рождения, призван из города Одесса).
Теперь поисковикам предстояло найти родственников погибших летчиков. Предполагалось, что самым трудным будет поиск родственников стрелка-радиста Бандурко, которых собирались искать в Одесской области. Но вопреки всему этот поиск как раз стал самым легким. Его родственники были найдены в Смоленске. Именно туда после войны переехала одна из сестер летчика. Удалось связаться и с родственниками двух других летчиков.
Не хочу, чтобы у читателей сложилось впечатление, что поиск родственников это легкое дело. Глинковским поисковикам в этой работе помогали многие люди в разных уголках не только нашей страны, но и ближнего зарубежья. Общение по телефону, через социальные сети, электронная переписка помогли установить, где сегодня проживают ближайшие родственники членов того боевого экипажа. К примеру, в поисках родственников летчика Баженова поисковикам очень помогла Татьяна Евгеньевна Мишина из Ростовской области. Живо откликались и другие люди, которым поисковики бесконечно благодарны.
В ближайших планах бойцов поискового отряда «Гвардия» - пригласить в деревню Яковлево, где сейчас покоятся останки членов экипажа самолета «Пе-2», родственников погибших летчиков. А затем в День Победы, в их присутствии, сменить табличку безымянного экипажа, на новую – с указанием имен героев.
По материалам газеты «Глинковский вестник»